Мототолкач своими руками инструкция и фото сборки мотособаки

Мототолкач своими руками: инструкция и фото сборки мотособаки

Под мотособакой понимают мини-снегоход (мини-снегоболотоход) с двигателем. Данное транспортное средство представляет собой сцепку из гусеничного буксировщика с санями либо санями-волокушами. Водитель мотособаки садится в сани, туда же кладут любой груз. У некоторых моделей «собаки» есть специальная грузовая площадка на тягаче. Мощность двигателя обычно составляет от 6 л. с. до 13 л. с., скорость равна 30-40 км/час. Тормоз у мотособаки отсутствует, о чем всегда надо помнить водителю.

Мотобуксировщики популярны среди рыбаков, охотников. Также их можно применять в сельском и лесном хозяйстве для перевозки небольших грузов. В отличие от колесной техники, лыжи на санях мотособаки позволяют передвигаться даже по рыхлому снегу, зимнему бездорожью, чем транспортное средство напоминает снегоход. Разница лишь в расположении водителя: они сидит вне платформы с мотором, что уменьшает вес мотособаки, увеличивает проходимость. Также плюсами в сравнении со снегоходом являются простота конструкции, более низкая цена.

На мотособаках можно передвигаться по замерзшей поверхности водоема – озера, реки. Они идеальны для любителей подледной ловли и были разработаны специально для них. Машину легко перевезти в автомобиле, используя чехол, выгрузить на берегу, после применять по назначению. На мотособаке возможно перевозить грузы по пересеченной местности, изобилующей спусками, подъемами. Используют технику для поездок летом, весной, осенью по болотистым полянам, лесным дорожкам.

Мотобуксировщик для труднопроходимых мест

Планируя изготовить самодельные мотобуксировщики, необходимо учесть, что их стоимость будет аналогична наиболее бюджетным моделям, представленным в продаже. Однако, они по большей части китайского производства, отличаются низким качеством сборки и часто ломаются, в отличие от самодельного агрегата повышенной надежности.

Мотобуксировщик, изготовленный своими руками, отлично подойдет для передвижения и транспортировки грузов в условиях:

  • болотистой местности;
  • снега;
  • грунтовых дорог;
  • неравномерного рельефа, изобилующего спусками и подъемами.

Приспособление отличается небольшими габаритами и малым весом, что позволяет перевозить его до места эксплуатации с помощью стандартных транспортных средств без лишних неудобств.

Особенности и виды мотобуксировщиков

Мотособака представляет собой вид гусеничной техники (с двигателем на гусеничном ходу), транспортное средство механического типа, позволяющее передвигаться самостоятельно и перевозить различные грузы на непроходимых участках. Данный агрегат весь популярен в кругах охотников и рыболовов, особенно среди тех, кто предпочитает современным квадроциклам это простое и малогабаритное оборудование.

Автором самого первого самодельного мотобуксировщика в 1975 году стал наш соотечественник, турист, егерь и рыбак-любитель Анатолий Васильевич Фомичев. Мужчина проживал в условиях крайнего Севера и использовал простую модификацию мотособаки вместо упряжки с живими обученными, что значительно облегчало передвижение по заснеженному льду во время рыбалки. В итоге самодельный аппарат одобрил Всероссийский Научно-Исследовательский Институт Охотоведения и Звероводства, и им стали пользоваться охотники по всей стране.

Уже потом появилась техника для различных сезонов с различным целевым назначением:

Источник



Как увеличить скорость мотобуксировщика

Мототобуксировщик при грамотной настройке, при хороших комплектующих разгонится, возможно, до 60 км в час. Но не нужно забывать, что это очень опасно, потому что никаких средств защиты – ни мотоциклетных, ни снегоходных у человека, как правило, не бывает — тулуп, зимний костюм и все. Если это не пугает, то читаем инструкци ниже.

Содержание

Замена ремня вариатора

Самый верный способ поднять скорость на мотобуксировщике – это поставить 33 ремень вариатора

33 ремень для мотобуксировщика

Изначально все производители стараются ставить 30-ый ремень (30-ширина ремня), для того, чтобы не было самохода. Скорость с 30 ремнем чуть поменьше, зато нет такого дикого самохода.

ремень вариатора Rubena 30 для мотобуксироващике

Как правило, некоторые клиенты, покупая мотобуксировщик, ничего о нем не знают. У них до этого не было этой техники — просто видели на рыбалке, как куча мужиков проезжает мимо. Человек загорелся идеей купить мотобуксировщик. Покупает, получает скоростной мотобуксировщик, у которого стоит звездочка на 13 зубьев и ремень 33-ий. Заводит, дергает, и он, чуть ли не отрывая руку, начинает от него убегать. Это, кстати, частая проблема с 33-ми ремнями.

Замена верхней звезды на ведомом валу

Для тех рейдеров, которые уже поездили, для матерых гонщиков на мотобуксировщиках, кто передвигается по водохранилищу или по накатанной дорогое, скорость отчасти важна, потому что можно разогнаться и доехать быстрее.

Сделать такой мотобуксировщик реально. Поставил 30 ремень и 11-ую (11 зубьев) верхнюю звездочку на ведомом валу, и твоя скорость увеличится, если правильно настроена трансмиссия, правильно работает двигатель на правильные обороты. В целом буксировщик может разогнаться с 15 сильным двигателем, с 30 ремнем и 11 звездой верхней на ведущем валу и на ведомом валу 26-ая – он разгонится от 40 до 50 км в час.

Меняем верхнюю звездочку на ведомом валу с 11 на 13 зубьев

Если тебе этого мало и ты все-таки решил свой мотобуксировщик тюнингануть и сделать его максимально быстрым – что нужно сделать? Если у тебя классическая трансмиссия от снегохода Буран – это вариатор Сафари с дисками трансмиссии подвижным и неподвижным, что нужно сделать? Снимается ведомый диск, туда подкладываются шайбы по 4 мм, чтобы туда идеально встал 33 ремень. Все это обратно собирается — ведомая трансмиссия. Получается, что у нас зазор между дисками ведомым и ведущим стал больше, увеличился. Соответственно, сам вариатор заточен под 33 ремень изначально, там ничего регулировать не надо. И все – ставишь 33 ремень.

Еще:  Краевой фонд капитального ремонта краснодарского края

Для пущей уверенности, чтоб он вообще поливать начал, нужно на ведущем валу штатную верхнюю звездочку11 зубьев заменить на 13 зубьев, соответственно скорость увеличится.

И твой буксировщик при грамотной настройке, при хороших комплектующих разгонится, возможно, до 60 км в час. Но не нужно забывать, что это очень опасно, потому что никаких средств защиты – ни мотоциклетных, ни снегоходных у человека, как правило, не бывает — тулуп, зимний костюм и все.

А даже на скорости 30 км в час упасть с саней на накатанный снег равносильно удару об асфальт. А если неровности, пни какие-то, это небезопасно. Человек понимающий никогда не будет этим заниматься, потому что со штатным ремнем, если все грамотно настроено на заводе-изготовителе, 40 км в час – это хорошая, приличная скорость.

Тем более, если ты настроил свой мотобуксировщик на 60 км, где можно ехать с такой скоростью? Мотобуксировщик предназначен для езды по заснеженной местности, где пешком идти неудобно из-за большой глубины, на лыжах долго и устаешь. По целине, по снегу мотобуксировщик не побежит 60 км в час, скорость все равно теряется.

Скорость или тяга что важнее

Вот как раз в пухляке на целине нужна тяга, мощность, потому что ты сел сам в буксировщик, весишь ты 90 кг, с тобой едут в санях 2 товарища, которые тоже любят рыбалку или охоту. Буксировщик у тебя быстрый, оборотистый. Ты по накатанной дорожке быстро выехал из деревни. И вот ты видишь перед собой непаханое поле, куда всю зиму падал снег. Как только ты заедешь на целину и чуть больше дашь газа, гусеница вращается очень быстро, а буксировщик зарывается в снег и все. А дальше он просто роет под собой. Но если оставить штатный ремень и звезду не увеличивать на ведущем валу, а на ведомом поставить не 26, а 32-ю, ты потеряешь в скорости по минимуму – от 3 до 5 км в час. Мотобуксировщик будет ехать 40 км в час, а тяговые способности у него увеличатся. То есть когда вы втроем едете на мотобуксировщике по целине, он не будет зарываться в снег, а тащить свою ношу на приличной скорости.

Тебя это будет устраивать больше, чем постоянно зарываться в снег.

В чем минус большого угла атаки?

Когда у тебя угол атаки сильно задран, уменьшается площадь опоры. Гусеница имеет длину 2820 мм. Если угол атаки нулевой, это огромный плюс, потому что проходимость по глубокому снегу лучше, потому что пятно опоры диной 1400 мм прямо лежит на снегу и это хорошо, это плюс. Но минус такой конструкции в том, что ты собираешь под снегом все пни, ледышки звездой, цепью, и есть возможность удара о препятствие – камень или что-то еще. Ты можешь погнуть звезду или раму, порвать цепь и прочее.

угол атаки мотобуксировщика влияет на проходимость

Угол атаки влияет на проходимость, а чем она лучше, тем выше скорость. С большой площадью опоры мотобуксировщику легче ехать по снегу, и едет он быстрее — это плюс. А минус – это вероятность того, что ты погнешь себе звезду или порвешь цепь. Вероятность очень большая: 70 процентов из 100. Мы едем по лесу, пруду какому-то, где есть ледышка и торчат торосы и можно удариться. Угол атаки отчасти влияет на скорость.

Чем меньше угол атаки, тем больше пятно опоры. Чем больше пятно опоры, тем проще буксировщику двигаться по глубокому снегу.

Чтобы увеличить скорость, надо уменьшить угол атаки, но при этом возникает куча проблем. Звезда будет биться обо все неровности. Если угол атаки сильно задран, мы исключаем удары звезды о землю, но получаем уменьшенное пятно опоры. Это приводит к тому, что мы будем проваливаться больше в снег и вероятность того, что мы зароемся, очень большая. Поэтому самое лучшее – иметь оптимальный угол атаки. Это золотая середина — когда звезда не сильно задрана и не сильно опущена, где- то на уровне 10 см от земли.

Как волокуша может влиять на скорость

Все зависит от типа местности. Мотобуксировщик нужен для того, чтобы пробираться там, где много снега. Если волокуша широкая, шире гусеницы, она будет нарезать свой след. Например, сани шириной 800 мм, а гусеница 500. То есть сани нарывают себе дорогу. Теряется мощность, увеличивается расход топлива, мотобуксировщик начинает работать на максимальных оборотах, потому что надо тянуть себя, пассажира и сани. Таким образом, сани должны иметь колею, близкую к колее мотобуксировщика. Если ширина саней в след мотобуксировщика, скорость будет хорошая, если шире, скорость уменьшается.

Лыжный модуль тормозит или добавляет в скорости?

Лыжный модуль влияет на комфорт. Увеличение скорости не дает, потому что ты нагружаешь переднюю часть. Скорость уменьшается при любом раскладе, потому что мотобуксировщик уже начинает тебя толкать, а не буксировать.

Тип подвески — склизовая или катковая?

Да. Плюс склизовой подвески в том, что распределение давления на гусеницу равномерное по всей гусенице. У нас нет провалов, гусеница полностью натянута. На катковой подвеске есть точки давления – где каток, там и давит. В остальных местах гусеница проседает и теряет пятно опоры. Таким образом, склизовая подвеска увеличивает скорость по глубокому снегу. Еще плюс : склизовая подвеска максимально открытая и снег из нее выходит хорошо по сравнению с катковой. Есть большой минус склизовой подвески: если она не смазывается снегом, она начинает гореть и накладку склиза можно убить за 1 поездку, сжечь, стереть просто.

Еще:  Признаки неисправностей электронных замков требующих ремонта

Как влияет вариатор и топливо на скорость

Если вариатор сделан не в заводских условиях, а где-нибудь в гараже из китайского литья, необработанного, недоработанного (грузики, втулочки, ход – все должно быть доработано) – да, может влиять. Все зависит от того, насколько качественно сделан вариатор. Если вариатор сделан топорно, это скажется и на скорости, и на выработке ремня, и на качестве езды.

Топливо. Все производители используют китайские двигатели и 92 бензин. Это движки с воздушным охлаждением. Охлаждение минимальное, на двигателе чехол плюс капот. А так как стенки зеркала цилиндра нагреваются до 220 градусов при работе, то при использовании 98 бензина с более высоким октановым числом нагрев увеличивается, и перегреть движок с таким топливом можно гораздо быстрее, чем с 92. Разницы в скорости не будет, но можно перегреть движок. Для того, чтобы не перегреть движок, нужно устанавливать датчики температур и следить за температурой.

Источник

Простые практические рекомендации по техническому обслуживанию мотобуксировщиков

Простые практические рекомендации по техническому обслуживанию мотобуксировщиков

Для людей, знакомых с мотобуксировщиками практически, вышеприведенные рассуждения неинтересны, а вот более конкретный личный опыт может кому-то пригодиться.

Описание конструкции МГС XTREME 500/16 МБ «Полюс» может быть интересным для сведения обладателям МГС других производителей, т.к. конструкции их во многом схожи, о чем говорилось выше.

Начнем с главной детали, без чего мотобуксировщик не бывает в принципе.

1.jpg

Стандартная гусеница мотобуксировщика выполнена из резины и усиливающих поперечных металлических стержней и металлических накладок, служащих для придания жесткой формы и лучшей передачи усилий приводной звездочки. Ресурс гусеницы достаточен для всего срока эксплуатации мотобуксировщика. Для того чтобы гусеница служила многие годы, необходимо соблюдать ряд простых правил.

2.jpg

Перед началом движения (раз в день) проверьте состояние ходовой части: «замерзшие» катки или ослабшие болты могут быть причиной повреждения гусеницы. После перерыва в движении необходимо очистить гусеницу и детали подвески от наледи.

P1060729.jpg

При сезонном хранении не допускайте длительное воздействие на гусеницу нефтепродуктов и прямых солнечных лучей. Со временем гусеница вытягивается и ее необходимо подтягивать.

P1060733.jpgP1050877.JPG

Контролировать натяжения можно с помощью измерения провисания гусеницы. Нормальным можно считать провисание в 2-5 см.

5.jpg

Слишком сильно натягивать гусеницу хуже, чем излишне прослабить, т.к. это ведет к вытягиванию гусеницы и выходу из строя подшипников ведущего и ведомого валов.

P1060722.jpg

Если гусеница перестала вращаться, это свидетельствует о неисправности ходовой. Основной причиной торможения гусеницы служит выход из строя шарикового подшипника опор валов или катков тележек из-за попадания влаги во внутренние полости подшипниковых опор.

6.jpg

Периодически необходимо проверять состояние ходовой, прокатывая буксировщик вручную. Он так же должен свободно прокатыватся от руки при условии снятого ремня и цепи. Один раз в год или после каждых сорока часов наработки необходимо проводить обслуживание ходовой части (для зимних МБ). Для этого необходимо:

  • Ослабить натяжение гусеницы и отвинтить болты крепления ведомого вала. Снять ведомый вал.
  • 11.jpg
  • P1060546.jpg
  • Отвинтить болты крепления осей тележек и вытащить тележки из внутренней полости гусеницы.
  • 12.jpg
  • Проверить вращение катков и опор пружинной подвески.
  • 13.jpg
  • Вытащить оси тележек, удалить загрязнение осей, смазать и вставить оси обратно.
  • 14.jpg
  • Заменить неисправные подшипники, пружины или, если необходимо, тележки целиком.
  • 16.jpg
  • Проверить состояние валов и звездочек и заменить при необходимости вышедшие из строя детали.
  • 18.jpg
  • Собрать ходовую и отрегулировать натяжение гусеницы.
  • P1060725.jpgP1060551.jpg

Обслуживание двигателя необходимо проводить, следуя рекомендациям «Руководства по эксплуатации двигателя». ( в комплекте с мотобукировщиком)

Основные правила нетрудно запомнить. Первое, что нужно проверить кроме заправки бензином, — уровень масла. Для этого выворачиваем пробку и осматриваем щуп. Масло используемое для мотобуксировщиков имеет маркировку 5W-30, приобрести которое вы можете здесь!

z12.jpg

Доливаем масла до максимального уровня. Заменяем масло через каждые пять баков истраченного бензина.

Подготовка к запуску двигателя.

  • Положение флажка привода должно соответствовать малому газу. Нажмите на рычаг газа. Тросик должен двигаться легко и возвращаться без заеданий.
  • P1060737.jpg
  • Для предотвращения заеданий проверить укладку тросового привода.
  • z3.jpg
  • Воздушная заслонка при запуске закрыта (флажок влево), топливный кран открыт (флажок вправо).
  • z1.jpg
  • Выключатель зажигания в положении «ON»
  • z2.jpg
  • Надеть шнурок размыкателя на кисть руки
  • P1060692.jpg
  • Двигатель легко заводится ручным стартером, при этом ручку стартера необходимо плавно сопровождать рукой в исходное положение.

z4.jpgP1060723.jpg

После запуска воздушная заслонка ставится в положение открыто (флажок вправо).

z5.jpg

Внимание! Перед запуском двигателя убедитесь, что при самопроизвольном движении буксировщик не причинит вреда, если необходимо закрепите буксировщик или поставьте на тормоз, если таковой имеется.

z6.jpg

Разрегулированный или неисправный буксировщик может при запуске двигателя прийти в движение. При появлении самопроизвольного движения немедленно выключить зажигание. Данная неисправность называется самоходом. Причин появления самохода несколько. (Неисправность тросового привода описана выше.)

Следующей причиной самохода могут служить повышенные обороты на холостом ходу. Отрегулируйте холостые обороты винтом количества, следуя рекомендациям «Руководства по эксплуатации двигателя», предварительно сняв ремень вариатора, для чего необходимо отвинтить болты крепления кожуха и снять кожух.

Еще:  Ремонт городского домашнего телефона

z8.jpgz7.jpg

Еще одной причиной самохода является неправильная регулировка положения двигателя относительно ведомой части вариатора. Отрегулируйте положение двигателя, измерьте и отрегулируйте межосевое расстояние в пределах 255-265 мм.

z10.jpg

Межосевое расстояние регулируется ведомой частью вариатора, для этого освобождает от затяжки места крепления ведомой части 4 гайки м 10.

P1060837.jpg

Затем в зависимости от потребности, относительно прорезям в опорах, сдвигаем влево или вправо ведомую часть вариатора таки образом мы регулируем межосевое расстояние и производим натяжку ремня мотобуксировщика. Чем меньше расстояние, тем меньше вероятность самохода и больше величина проскальзывания и перегрева трансмиссии. Слишком малое межосевое расстояние служит также причиной рывков при начале движения. Так при покупке нового ремня или буксировщика с новым ремнем, межосевое расстояние необходимо выставить в минимальное значение 255 мм так как ремень новый и жесткий. После двух выездов, ремень становится более мягким, его необходимо подтянуть до предела максимального значения. Это значение определяется появлением самохода, при его появление снижаем межосевое расстояние пока не исчезнет самоход, это и будет оптимальное значение натяжения обкатанного ремня.

Для правильной работы мотобукировщика и передаточного вращения через ремень необходимо отрегулировать соосность ведущей части вариатора с ведомой частью. Такая регулировка осуществляется путем смещения двигателя с ведущей частью вариатора относительно прорезям крепления двигателя.

P1050993.jpgP1060836.jpg

для этого так же необходимо освободить от затяжки места крепления двигателя 4 гайки М10 и сдвинуть двигатель в такое положение пока диски ведущей части вариатора не встанут в параллель дискам ведомой части вариатора. Затянуть места крепления двигателя.

Цепь мотобуксировщика передает вращение с ведущей звезды на ведомую звезду, она не должна быть излишне перетянутой, так как возрастает нагрузка на подшипниках ведомой части вариатора, а так же не допускаются ее провисания. Натяжение цепи осуществляется поднятием/отпуском правой части ступицы, ведомой части вариатора.

ns.jpg

Для этого освобождаем болт (1) от затяжки и выкручиваем натяжной болт, тем самым поднимаем правую часть ступицы до сопротивления (2), цепь натягивается (3), фиксируем ступицу, затягиваем болт. (1)

nc.jpg

По истечении времени в зависимости от производителя цепей, цепь может вытягиваться, ее необходимо подтянуть.

Часто встречающаяся неисправность — загрязнение воздушного фильтра снежной пылью или образование наледи. Признаками является неустойчивая работа, дымление, плохой запуск. Допускается снять фильтрующий элемент и продолжить движение без фильтра, имея в виду то, что длительная работа мотора без воздушного фильтра, приводит к его поломке. При первой возможности просушите фильтр или поставьте запасной.

9.jpg

Обслуживание трансмисии мотобуксировщика.

Предохраняйте вариатор и его ответную часть от загрязнений, проверяйте чистоту и целосность алюминиевых дисков, цепи и ремня вариатора, протирайте ветошью после каждой поездки, не допускайте попадания смазки на диски и ремень.

P1060751.jpg

следите за состоянием и целостностью пластиковых сухариков на ведомой части вариатора, своевременно производите замену. Купить их вы можете здесь!

z25.jpg

Смазывайте вал и щеки по мере необходимости.

P1060792.jpgP1060785.jpg

Через мерное количество смазки может привести к неисправности

Открытая цепная передача требует постоянного ухода и регулировки. Контролируйте натяжение цепи. После каждой поездки промывайте цепь бензином и наносите свежую смазку или протирайте цепь и звездочки сухой ветошью и наносите свежую смазку, в случае если вы отдаете предпочтение современным силиконовым смазкам.

Во всех случаях полезно брать в поездки запасную цепь купить ее можно здесь ( с шагом 15,875) или здесь ( с шагом 12,7) с замком.

8.jpg

Контролируйте затяжку резьбовых соединений, очищайте и просушивайте буксировщик после каждой поездки, храните горизонтально в сухом вентилируемом помещении и Ваша мотособака прослужит вам без поломок долгие годы.

Источник

Как я сделал мотобуксировщик ОПТИМА

Немного предыстории.
Я рыбак, есть такие больные люди) Зачастую, передвижение к месту лова достаточно долгое и утомительное. Тем более, хочется побывать в диких местах, а шлепать зимой по лесу 40 км до заветного озера не всегда айс.
Поэтому, посовещавшись с корешем-рыбаком, мы решили купить вскладчину мотособаку. Сказано сделано. В далеком 2013 году мы стали обладателями этого самодельного чуда

Да, слегка угловата, не очень презентабельна, но со своими обязанностями справлялась на ура. И вот ездили мы, ездили, и слегка собачку подушатали. Стали задумываться о новой и рыть инет в поисках отзывов. Думали взять что-нибудь помощнее, благо производителей в нашем регионе овердохуа. Однако, натолкнулись на интересную особенность. Оказывается, владельцы других буксов сталкиваются с проблемами, о которых мы даже не подозревали! То у них собаки в глубоком снегу вязнут, то не едут в слузе(вода на льду под снегом), то такая тяжеленная, что одному ворочать просто нереально. А ведь и правда — бывало даже всемером вытаскивали из пухляка тяжелую мощную собаку, когда наша здесь же даже в ус не дула) Мы сели и провели анализ, вот заключение — наша собачка, оказывается, зе бест! И нафига нам проблемы?
Было решено делать собаку самим на основе имеющейся, плюс устранить все недостатки, которые всплыли во время эксплуатации.
Пошла движуха)
Сварил я раму из профиля, усилил, где не доставало. Добавил инновацию) — салазки для изменения расстояния между двигателем и ведомым шкивом вариатора. Крепление валов было решено доработать. Поэтому заказал в Питере лазерную резку для щек валов.

Источник