Долги живут три года как оспорить коммунальную задолженность с истекшим сроком давности 10572

Долги живут три года: как оспорить коммунальную задолженность с истекшим сроком давности 10572

Долги живут три года: как оспорить коммунальную задолженность с истекшим сроком давности

В феврале 2020 года екатеринбурженка Галина Федорова получила «письмо счастья» – Региональный фонд содействия капитальному ремонту прислал ей платежку с долгом за 7 лет.

Квитанции не приходили ни разу, а потом сразу выставили задолженность с 2014 года. Я знаю, что срок исковой давности по оплате коммунальных и жилищных услуг составляет всего три года, но как исключить «лишнюю» задолженность? – интересуется Галина Федорова.

С этим вопросом собственница обратилась в свердловский Центр защиты прав граждан. Специалисты Центра пояснили: такие платежки – это способ заставить должника расплатиться за весь период долга. Если бы Фонд обратился в суд, то взыскать получилось бы только долги в рамках срока исковой давности – а это три года.

– В квитанции Фонд указал расчетный период «январь 2014 – февраль 2021». Внесенный платеж за текущий месяц засчитывают в счет погашения долга с истекшим сроком давности – за январь 2014 года. Потребитель должен понимать, что в таком случае он автоматически признает задолженность за весь период, теряя право через суд исключить долг «старше» трех лет. Гражданину придется заплатить за весь период – будь то 7 или даже 10 лет, – говорит руководитель свердловского Центра защиты прав граждан Ольга Атемасова.

Чтобы избежать этого, при внесении платежа собственник-должник должен указать, за какой именно месяц производит оплату.

– Верховный суд РФ в своем определении №22 от 27.06.2017 года дал четкие разъяснения: оплата засчитывается в счет долга, срок давности которого не истек. Тем не менее организации продолжают засчитывать платежи так, как это им удобно. Спасение одно – внимательно платить, указывая в назначении платежа текущий месяц, и как можно быстрее обращаться в суд, – говорит руководитель свердловского Центра защиты прав граждан Ольга Атемасова.

Правозащитники помогли Федоровой составить исковое заявление с просьбой признать незаконными действия Фонда содействия капремонту, который начислил задолженность за 2014-2017 годы. Суд требования удовлетворил. В результате долг сократили почти на 26 тысяч рублей.

– Только за февраль 2021 года в свердловский Центр защиты прав граждан обратились 10 человек, от которых Фонд содействия капремонту потребовал оплатить долги с истекшим сроком исковой давности. Коммунальщики рассчитывают на правовую безграмотность собственников, которые оплатят всю квитанцию, не зная, как избавиться от «просроченных» долгов. Поэтому мы подготовили образец искового заявления об исключении задолженности за пределами срока исковой давности, – рассказал руководитель сети Центров защиты прав граждан, лидер свердловских справедливороссов Андрей Кузнецов.

Центр защиты прав граждан – неполитический проект партии «Справедливая Россия», который поддержал Президент России Владимир Путин. Задача центров – научить граждан защищать свои права и заставить власть исполнять законы. Первые Центры появились в 2015 году. Сегодня в 73 регионах России открыты 82 приемные. Узнать адрес ближайшего Центра можно по ссылке.

Как избавиться от коммунальных долгов с истекшим сроком давности

Срок исковой давности по долгам за коммунальные услуги – три года.

Суд самостоятельно не может применить срок исковой давности – соответствующее ходатайство должен заявить должник.

Если коммунальщики требуют, чтобы суд взыскал с должника долг за 10 лет, и ответчик не заявит ходатайство о применении срока исковой давности, то суд взыщет задолженность за все 10 лет. И в дальнейшем должник никак не сможет отменить решение в этой части.

Если же должник подаст ходатайство о применении срока исковой давности до вынесения судебного решения, то истец может рассчитывать только на взыскание долга за последние три года.

Коммунальщики выставляют платежки за период, превышающий три года, в расчете, что потребитель внесет платеж без указания периода. В таком случае организация засчитает платеж в счет погашения самого «старого» долга с прошедшим сроком давности. Это будет считаться признанием долга. Организация обратится в суд, и суд откажет потребителю в применении срока исковой давности. Собственнику придется оплатить долг за весь период, даже если он «старше» трех лет.

Такие действия со стороны кредиторов вызывают множество споров из-за отсутствия регулирования со стороны законодательной власти. Однако на стороне собственника выступает Верховный суд РФ. В своем определении от 17.09.2019 г. №4-КГ19-40 он указал на то, что при наличии задолженности по платежам за ЖКУ, платежи без указания периода засчитываются в счет более поздних долгов, по которым еще не истек срок исковой давности. Тем не менее организации продолжают засчитывать платежи так, как это им удобно.

Поэтому, если должнику выставили в квитанции долг за пределами срока исковой давности (например, за последние 10 лет), нужно внимательно вносить платежи. Указывайте в назначении платежа текущий месяц. Кроме того, собственнику нужно как можно быстрее обратиться в суд, чтобы признать действия кредитора незаконными, и избавиться от требования оплатить долги «старше» трех лет.

Как исчисляется срок исковой давности

Исковая давность исчисляется с момента, когда лицо узнало о нарушении своих прав. За коммунальные платежи срок исковой давности начинает течь на следующий день, когда возникла просрочка по оплате. В соответствии со ст. 155 Жилищного кодекса РФ жители обязаны оплачивать коммунальные платежи до 10-го числа, следующего за расчетным, таким образом, срок исковой давности начинает течь с 11 числа.

Срок исковой давности начинает течь заново, если:

– должник признает часть долга – оплатит его часть;

– подпишет какой-либо документ, подтверждающий наличие долга;

– договорится об отсрочке или рассрочке;

– получит и отменит судебный приказ о взыскании долга.

Как заявить ходатайство о применении срока исковой давности

Ходатайство можно заявить устно в ходе судебного разбирательства или письменно.

Важно, чтобы:

1. Ходатайство было подано до вынесения судебного решения.

2. В нем были указаны периоды, по которым требование не подлежит удовлетворению. Например: «Прошу суд отказать в удовлетворении требований о взыскании задолженности за коммунальные услуги, оказанные в период с июня по ноябрь 2014 года, по причине пропуска исковой давности».

3. До подачи иска в суд и в процессе судебных разбирательств вы не совершали действий, которые могут прервать срок исковой давности (они перечислены выше).

Зная о том, что в ходе судебного разбирательства должник может заявить ходатайство о применении срока исковой давности, коммунальщики не обращаются для взыскания в суд, а включают задолженность в квитанцию и пугают отключением ресурсов. В этом случае должнику нужно самостоятельно обратиться в суд с требованием применить срок исковой давности.

Источник



Взыскание задолженности за капремонт

Для успешного взыскания задолженности за капитальный ремонт и во избежание распространенных ошибок, нам необходимо проанализировать основополагающие положения законодательства РФ, регулирующие данную сферу правоотношений.

Статья 158 Жилищного кодекса РФ регулирует вопросы, связанные с расходами собственников помещений в многоквартирном доме.

На основании части 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

В соответствии с частью 3 вышеназванной стать и ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме.

Еще:  График работы Ремонт телефонов по адресу Димитровград городской округ Димитровград Димитровград улица Гагарина 22

Статьи 30, 31 ЖК РФ содержат положения об обязанности граждан, проживающих совместно с собственником жилого помещения, участвовать в расходах по содержанию этого помещения и общего имущества в многоквартирном доме. А также регламентируют солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением.

На основании части 14.1. статьи 155 ЖК РФ, регулирующей правила и сроки внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.

Глава 15 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит общие положения о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах. В статьях 166 -174 она раскрывает понятие и содержание капитального ремонта, обеспечение своевременного его проведения, формирование фонда капитального ремонта, особенности уплаты взносов на капитальный ремонт, использование средств фонда капитального ремонта и иные важнейшие для понимания специфики данной области моменты. Эти положения законодательства необходимо знать и применять при взыскании задолженности с жильцов за капремонт.

Статья 169 ЖК РФ раскрывает тему взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно части первой статьи 169 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

Часть 8.1. статьи 156 ЖК РФ законодательно закрепляет тот факт, что минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного настоящим Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно части 2 статьи 169 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу, а также в случае принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решений об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном на территории закрывающегося населенного пункта. Собственники помещений в многоквартирном доме освобождаются от обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение об изъятии земельного участка или о признании населенного пункта закрывающимся.

В соответствии с положениями статьи 171 ЖК РФ «Особенности уплаты взносов на капитальный ремонт», в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя лица, указанного в части 3 статьи 175 настоящего Кодекса, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Взносы на капитальный ремонт уплачиваются собственниками жилых помещений на основании платежного документа, предоставляемого в порядке и на условиях, которые установлены частью 2 статьи 155 настоящего Кодекса, если иные порядок и условия не определены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Собственники нежилых помещений уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представляемых лицами, уполномоченными в соответствии с требованиями частей 1 и 2 настоящей статьи, которые вправе представить платежный документ, содержащий расчет размеров взноса на капитальный ремонт на предстоящий календарный год, однократно в течение первого расчетного периода такого года.

Собственник нежилого помещения вправе оплатить такой платежный документ единовременно в месяце, следующем за месяцем, в котором он представлен, либо ежемесячно равными долями в течение календарного года в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации. В случае, если собственником нежилого помещения является юридическое лицо, платежный документ доставляется по адресу (месту нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

При этом закон особо подчеркивает, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение не вправе требовать от граждан документы и информацию, подтверждающие уплату гражданами ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в целях предоставления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт. Информацию о наличии у граждан задолженности по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение получает у регионального оператора либо владельца специального счета по запросу в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Региональный оператор, владелец специального счета обязаны предоставить такую информацию в течение пяти рабочих дней со дня поступления соответствующего запроса.

Отдельные условия по уплате взносов за капитальный ремонт содержатся в Главах 16 и 17 ЖК РФ, регулирующих особенности формирования фонда капитального ремонта на специальном счете и формирования фондов капитального ремонта региональным оператором.

На основании статьи 175 ЖК РФ специальный счет открывается в банке в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и особенностями, установленными настоящим Кодексом. Владельцем специального счета может быть:

1) товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 136 настоящего Кодекса;

2) осуществляющий управление многоквартирным домом жилищный кооператив;

3) управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом на основании договора управления.

Для осуществления успешного взыскания задолженности за капитальный ремонт необходимо также обратиться к положениям Гражданско-процессуального кодекса РФ, в частности, статье 122 ГПК РФ «Требования, по которым выдается судебный приказ». Среди прочих требований, рассматриваемая статья содержит следующее: «заявлено требование о взыскании задолженности по оплате жилого помещения, расходов на капитальный ремонт и содержание общего имущества в многоквартирном доме, коммунальных услуг, а также услуг связи».

Рассмотренные выше положения закона позволяют вывести следующий алгоритм взыскания задолженности за капитальный ремонт:

Еще:  Аргонно дуговая сварка технология

Первое. Взыскать задолженность за капитальный ремонт с жильца, Управляющая компания может при наличии у нее специального счета, предусмотренного статьей 175 ЖК РФ.

Второе. Взыскание задолженности производится по стандартной для взыскания коммунальных платежей процедуре: либо путем получения судебного приказа при сумме взыскания менее 500 тысяч рублей, либо путем подачи искового заявления в районный (городской) суд при сумме взыскания более 500 тысяч рублей.

Третье. Ответчиком по требованию об уплате задолженности за капитальный ремонт в случае смены собственника жилого помещения, будет новый собственник, к которому переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт (часть 3 ст. 158 ЖК РФ).

Четвертое. Солидарными ответчиками по задолженности за капитальный ремонт могут выступать дееспособные члены семьи собственника, зарегистрированные в данном жилом помещении (ст.30, 31 ЖК РФ).

Пятое. На сумму задолженности за капитальный ремонт можно насчитать пени с учетом требований части 14.1. ст.155 ЖК РФ.

С образцом документов в суд о взыскании задолженности за капитальный ремонт можно ознакомиться в разделе Документы

Источник

Плата за капремонт НЕ ЯВЛЯЕТСЯ обязательной

Губин Виталий

Уже не первый год на просторах интернета, а в особенности в социальных сетях, распространяется и бурно обсуждается одно из величайших заблуждений о том, что плата за капремонт не является обязательной. Процитирую распространяемый текст с сохранением орфографии и пунктуации:

Определение Верховного суда от 04.06.2014 года за № А-57-АПГ14-2 плата за капитальный ремонт для собственников жилья НЕ является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ, это фонд, а фонд собирается из добровольных Пожертвований Далее, Конституция РФ Не предусматривает платы за НЕСУЩЕСТВУЮЩИЕ УСЛУГИ.

Итак. Данное заявление МИФ. Ежемесячный взнос собственника помещения на капитальный ремонт обязателен. Давайте разложим данный текст на составляющие.

Этап № 1 развеивания мифа о том, что Плата за капремонт НЕ ЯВЛЯЕТСЯ обязательной “Определение ВС РФ”

Обращаемся к озвученному Определению Верховного суда РФ 04.06.2014 года за № А-57-АПГ14-2. Действительно такое определение существует, однако прежде чем делать какие то выводы автору строк, это определение надо было после прочтения осмыслить и более того не выдергивать фразы из контекста. Представляем упомянутое Определение ВС РФ вашему вниманию:

Как мы видим Определением ВС РФ было отказано в удовлетворении жалобы гражданину Безуглому Н.В. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Белгородской области от 31 января 2013 года «О создании системы финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Белгородской области» по апелляционной жалобе Безуглого Н.В. на решение Белгородского областного суда от 10 февраля 2014 года.

Верховный суд РФ сделал вывод, что отказывая в удовлетворении заявленных требований, областной суд исходил из того, что оспариваемый закон принят субъектом РФ в пределах предоставленных ему полномочий в развитие положений ст. 167 Жилищного Кодекса РФ и направлен на регулирование создания и деятельности регионального оператора. Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемый закон не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку не устанавливается обязанность собственников помещений многоквартирных домов по уплате взносов на капительный ремонт.

Другими словами оспариваемый Безугловым Н.В. закон не устанавливал обязанность собственников помещений по уплате взносов на капитальный ремонт. Принятие этого закона было направлено не на возложение каких-либо обязанностей на собственников помещений, а на регулирование создания и деятельности регионального оператора. И уж тем более Верховный суд РФ в своем определении не делал выводов о том, что в общем смысле плата за капремонт не является обязательной.

Этап № 2 развеивания мифа о том, что Плата за капремонт НЕ ЯВЛЯЕТСЯ обязательной “Фонд – добровольные пожертвования”

Действительно, одной из форм некоммерческих объединений, в соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Но, обращаясь к ч. 4 названной статьи мы видим, что законодателем предусмотрено создание отдельных фондов, коим и является Фонд капитального ремонта, деятельность и правовое положение которого регулируется уже не Законом о некоммерческих организациях, а главой 17 Жилищного кодекса РФ. Данная глава устанавливает особый порядок использования региональным оператором денежных средств, а также ряд ограничений, не предусмотренных Законом О некоммерческих организациях.

Обязанность по уплате взносов на капремонт установлена частью 1 статьи 169 ЖК РФ. То есть добровольность взносов законом не предусмотрена.

Дополнительно стоит отметить, что Постановлением от 12 апреля 2016 года № 10-П Конституционный Суд РФ в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы РФ дал оценку конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации. Все оспариваемые нормы были признаны не противоречащими Конституции РФ.

Источник

Как отсудить у фонда капремонта ущерб за капитальный ремонт

Региональный оператор капитального ремонта несёт ответственность за неисполнение своих обязательств и плохую работу подрядчиков при проведении капремонта.

Это значит, что если у собственника после проведения капитального ремонта протекла крыша по вине подрядной организации, платить за ремонт, компенсировать моральный вред и выплачивать штраф будет региональный оператор капитального ремонта.

Региональный оператор отвечает за работу подрядчиков

В многоквартирном доме проводился капитальный ремонт, региональный оператор привлёк к нему подрядную организацию. Подрядчик схалтурил, и во время дождя квартиру одной собственницы затопило. Был составлен акт залития.

Вскоре после этого квартиру затопило ещё раз, понадобился второй акт, а терпение собственницы лопнуло. Она обратилась в районный суд с требованием взыскать с Фонда капитального ремонта материальный ущерб.

Ответчик от регионального оператора сказал, что Фонд ни за что платить не будет. Работы некачественно выполнил подрядчик, с него и спрос. Подрядчик своей вины не отрицал, но заметил, что считает сумму материального ущерба завышенной.

Районный суд внимательно выслушал обе стороны и решил, что виноват региональный оператор капитального ремонта. Регоператор проводит капитальный ремонт общего имущества в МКД в объёме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, финансирует капитальный ремонт.

Если в фонде капитального ремонта не хватает денег, оператор подключает средства, полученные за счёт платежей собственников помещений в других МКД, за счёт субсидий, полученных из бюджета субъекта РФ или местного бюджета (ч. 1 ст. 182 ЖК РФ).

Региональный оператор обязан обеспечить подготовку задания к проведению капитального ремонта и при необходимости утвердить проектную документацию, а затем нести ответственность за её качество и соответствие требованиям стандартов (п. 2 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ).

К тому же, региональный оператор несёт ответственность перед собственниками помещений МКД за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями (п. 6 ст. 182 ЖК РФ).

Выходит, что ответственность за ненадлежащим образом выполненные работы по проведению капитального ремонта несёт региональный оператор.

Районный суд также опроверг доводы регоператора о том, что он отвечает в пределах сумм, внесённых собственниками на капитальный ремонт (п. 5 ст. 178 ЖК РФ). П. 7 ст. 182 ЖК РФ устанавливает, что возмещение регоператору средств, израсходованных на капитальный ремонт, осуществляется за счёт последующих взносов на капитальный ремонт собственников помещений в этом доме.

А дальше была апелляция, которая встала на сторону регионального оператора. Собственница не растерялась и обратилась в Верховный суд РФ.

Права и обязанности регионального оператора капремонта

Убытки возмещаются в размере внесённых взносов на капремонт

  • неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей (ч. 5 ст. 178 и ч. 1 ст. 188 ЖК РФ);
  • действия подрядных организаций, привлечённых для проведения работ (ч. 6 ст. 182 ЖК РФ).
Еще:  Замена подрулевого переключателя на Kia Spectra

Верховный суд РФ пояснил, что закон не устанавливает ограничение ответственности регионального оператора за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями (ч. 6 ст. 182 ЖК РФ). Поэтому регоператор отвечает перед собственниками за действия подрядчика с принципом полного возмещения убытков.

Также Верховный суд РФ объяснил положения ч. 5 ст. 178 ЖК РФ. Она о том, что убытки собственников региональный оператор возмещает в размере внесённых взносов на капитальный ремонт в соответствии с гражданским законодательством. Но речь идёт не только о взносах конкретного собственника, а о платежах всех собственников всех помещений всех домов.

Источник

Закон «О капитальном ремонте» оспорили в суде

По мнению жителей Москвы, закон об обязательных взносах на капитальный ремонт противоречит Конституции.

Инициативная группа жителей московского района Якиманка подала иск о несоответствии федерального закона, который обязывает жильцов оплачивать капитальный ремонт, Конституции. Истцы просят суд направить запрос в Конституционный суд, а также требуют (от правительства, которое выступает ответчиком по иску) приостановки действия закона до принятия решения КС.

Иск подан в Замоскворецкий межрайонный суд Москвы.

«Согласно ФЗ № 271, за капитальный ремонт будут платить собственники жилплощади в многоквартирных домах, — говорится в исковом заявлении. — Платежи за капремонт являются обязательными. Данный вариант сбора средств фактически противоречит Гражданскому кодексу РФ и Конституции РФ, согласно которой собственник несет бремя содержания своего имущества, но не чужого. По данному закону разрешается использование собранных средств с одного дома на капитальный ремонт другого, согласно утвержденному графику».

Москвичи опасаются, что из-за ежегодной инфляции в размере примерно 10% накопленные средства собственников, чей дом планируется ремонтировать через 10–15 лет, обесценятся. В итоге ремонт вообще не удастся провести.

Отметим, что действующий закон предоставляет жильцам возможность не оказаться в «общем котле». Для этого они должны провести собрание и решить, что они откроют спецсчет в банке, чтобы накапливать деньги только по своему дому. Счет должен быть открыт до определенного срока (его назначает каждый регион, в Москве, к примеру, нужно открыть счет до 31 мая).

Платежи на капремонт, по мнению инициативной группы, вообще не могут быть обязательными. Как указано в иске, фонды капремонта, согласно ФЗ № 271, являются некоммерческими организациями.

«Согласно ст. 7 ФЗ «О некоммерческих организациях», НКО учреждаются гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, — говорится в заявлении. — Согласно статье 123.17. ГК РФ, фонды учреждаются на основе добровольных имущественных взносов. Следовательно, добровольные взносы не могут быть обязательными».

По мнению истцов, за органами власти необходимо сохранить обязательства провестикапитальный ремонт за счет бюджета, если он не был сделан на момент приватизации жилья.

«Согласно ст. 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ, обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений только после исполнения этой обязанности бывшим наймодателем (органом государственной власти или органа местного самоуправления)», — сказано в иске.

Инициативная группа просит Замоскворецкий суд направить запрос в Конституционный суд РФ о соответствии Конституции закона о капремонте, а также приостановить действие закона до принятия решения Конституционным судом. Сейчас готовятся похожие иски жителями других районов Москвы — Алексеевского, Гагаринского, Замоскворечья и пр.

— Нынешняя форма сбора средств на капремонт противоречит Гражданскому кодексу РФ. Гражданский кодекс не предполагает содержание и ремонт чужого имущества — только своего. Жители должны были провести собрание, чтобы принять решение открыть спецсчет. Если они не успели этого сделать, то остались автоматически в «общем котле». Видимо, граждане поздно спохватились или информирование было плохое. Если же выбрана схема спецсчета, то тогда на каждом из граждан лежит обязанность по содержанию собственного имущества, — говорит один из членов комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству. При этом он отмечает, что в самом комитете есть и те, кто полностью поддерживает действующий закон.

Эксперты отмечают, что многое в исполнении закона «О капремонте» зависит от региональных властей.

— Всё зависит от позиции законодателей и глав субъектов федерации, потому что многие полномочия переданы в регионы. От этого зависит, насколько мягко вводится система, будут ли софинансировать траты из регионального бюджета, предусмотрены ли льготы для ветеранов труда и пр. В Москве, например, ввели неоправданно высокий размер взноса — 15 рублей. Согласно федеральным расчетам, на этот год он должен был составить 8,20 рублей. Осенью, когда москвичи получат платежки, они могут быть неприятно удивлены, — заявляют они.

По словам противников закона, власти должны предоставить жителям гарантии сохранности средств на спецсчетах, решить проблему льготного кредита для граждан (которые накопят какие-то средства, а потом смогут взять кредит на длительный срок для ремонта. Тогда нагрузка на жителей не будет очень высокой, что особенно актуально для тех домов, которые надо ремонтировать в ближайшие 5–7 лет).

В то же время председатель совета многоквартирного дома на улице Перерва в Москве Галина Кирьянова не видит альтернативы нынешней системы капитального ремонта.

— Источника финансирования для проведения работ капитального характера у нас нет. Раньше было бюджетное финансирование, отданное на откуп префектурам. При этом по какому принципу формировался адресный перечень, нам непонятно. Наша управляющая компания не могла добиться выделения денег на замену кровель в домах. Тяжело было проводить собрания, на которых мы хотели собирать деньги на добровольной основе: многие собственники сдают квартиры, и они не заинтересованы в содержании жилья. Так, мы не могли заменить, например, лифты. В настоящее время такой инструмент создан — фонд капитального ремонта. Не вижу альтернативы, как по-другому собирать деньги на работы капитального характера. При этом если всё это отложить, то придется потом платить больше средств, чтобы привести жилье в должный вид, — говорит Кирьянова. — Жильцы нашего дома 30 апреля решили открывать спецсчет в Сбербанке. В случае же с фондом важно, что когда отремонтируют один дом, его жильцы не смогут выйти из фонда, пока всё не выплатят, — это как касса взаимопомощи.

Юрист, генеральный директор компании «Найдем Адвоката» Чермен Дзотов считает, что закон должен быть доработан или отменен, поскольку противоречит Конституции.

— Вступивший в силу ФЗ №271 о капитальном ремонте в многоквартирных домах нарушает права миллионов собственников и входит в противоречие с ГК РФ, Конституцией, ЖК РФ, законом «О приватизации» и рядом других законов. Конституция предусматривает, что никто не вправе заставить человека накапливать свои средства определенным образом, как предлагает данный закон. Этот закон требует доработки или вовсе отмены, а не приостановки его, — говорит он. — Кроме того, попытки применять начисление пени за еще не оказанные услуги противоречат основам гражданского права, а также ФЗ «О защите прав потребителей». Действующим Жилищным кодексом не предусмотрена функция Банка России по обеспечению сохранности накоплений граждан. Вместе с тем для обеспечения надежности кредитной организации, в которой может открываться специальный счет, установлен критерий, ограничивающий круг таких банков, что опять-таки ущемляет права и законные интересы граждан РФ.

Однако Дзотов не уверен, что Конституционный суд рассмотрит обращение.

Напомним, что в декабре 2012 года в Жилищный кодекс РФ были внесены поправки, позволяющие государству предоставлять возможность собственникам жилья самостоятельно планировать ремонты своих домов. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников возникает после утверждения региональной программы капремонта. Тарифы определяются каждым регионом самостоятельно. В среднем ежемесячные платежи составляют 6–7 рублей за 1 кв. м, но, например, в Ленинградской области ставка одна из самых низких в России — всего 2 рубля за 1 кв. м. В Москве платеж составит 15 рублей (собирать деньги начнут в июле 2015 года), в Амурской области — 20 рублей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник